Усадьба
Уффф… ну. Это чистой воды компиляция найденного на просторах сети. Сведенного в более-менее удобоваримый текст, но выверять стилистику написания йа умир…. Гоменна.
Дабы было, на что опираться…
Раз.
Расположение и площадь.
читать дальшеСтандартная усадьба эпохи Хэйан – а йа опираюсь именно на нее – занимала в свое время квартал в столице, то есть квадрат со стороной около ста двадцати метров, что дает площадь около полутора Га (йа не считал, йа прочел))).
Заполнение территории было жестко регламентировано и включало в себя дом немаленьких размеров и сложной конструкции, отдельно стоящие хозпосторойки типа кухонь и купален, и обязательных садиков, пруда, ручья и прочего непременного антуража.
Типичная усадьба имела осевую симметрию в застройке, в центре располагался главный зал с выходом на юг.
Собственно дом, занимавший значительную часть имения, состоял из центрального здания и многочисленных флигелей, соединенных с ним крытыми галереями. Флигелей как минимум три – Северный, где проживает супруга хозяина, Западный и Восточный – для наложниц, детей и т.д.
Так же в ансамбль входят два павильона – Над источником и Для рыбной ловли. Так же соединенные с главным зданием и/или флигелями галереями. Вообще, в любую точку комплекса можно попасть, не выходя под открытое небо.
Два.
Как оно построено
читать дальшеКонструктивная основа японского дома — деревянный каркас из столбов и поперечных балок, заполненный легкими подвижными стенами, не имеющими тектонического значения. Дом стоит не на монолитном фундаменте, а на многочисленных опорах, уменьшающих разрушительную силу толчка при землетрясениях. Столбы, на которые опиралось здание, не уходили глубоко в землю. При землетрясении они колебались, но выдерживали подземные толчки. Легкий каркас обладает необходимой гибкостью и пружинящей силой. Между домом и землей оставлялось пространство для изоляции от влажности.
Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных пагод. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины – кипариса, кедра. Плюс заведомой подвижностью конструкции обеспечивалась определенная гибкость, привязанная все к той же тектонической обстановке - угловые элементы могли корежится и проворачиваться, но продолжали стоять на месте, пусть в перекошенном виде.
Точный расчет угла падения солнечных лучей в разное время года обусловил большой вынос крыши. Такая крыша защищает обитателей дома от палящего летнего солнца, но не задерживает приятные солнечные лучи зимой, ранней весной и поздней осенью. Большой вынос крыши спасает от дождя бумажные стены дома.
Стены в условиях теплого климата (и хрониченских землятрясений) не были капитальными и не имели опорного значения . Они могли быть легко раздвинуты, заменены более прочными на холодное время или сняты вовсе. Существует несколько типов раздвижных стен. В холодные и дождливые месяцы употребляются деревянные стены — амадо. В теплое время года стена представляет собой раму, на которую наклеена белая бумага. Такие стены — сёдзи — пропускают мягкий, ровный свет, используясь и в качестве окна.
Три.
Шо внутри.
читать дальшеИ главный дом, и флигели поделены на закрытую галерею, передние покои, предназначенные для прислужниц, и внутренние покои. Они отделены друг от друга деревянными решетками, бумажными перегородками и шелковыми занавесями. Внутри покои разделяются дорогими ширмами, расписанными лучшими художниками столицы.
Главный зал состоял из внутреннего помещения, окруженного со всех четырёх сторон рядом колонн. Зал мог быть увеличен с одной и более сторон путем добавления дополнительного ряда колонн. Под свесами крыши находилась веранда. С двух сторон делались двери, а промежутки между внешними колоннами закрывались решетчатыми панелями, которые крепились сверху на петлях. Кроме небольшой комнаты для сна и хранения утвари, внутреннее пространство не имело практически никакого деления. Приватность обеспечивалась установкой створчатых ширм и занавесей, кроме того, на перекладинах, служащих для крепления петель стенных панелей, вешались экраны из бамбука.
Отшлифованный до блеска пол покрывали светлыми соломенными циновками-татами, разделявшими комнату на ровные прямоугольники. Татами играет чрезвычайно важную роль не только во внешнем оформлении, но и в конструкции японского дома. Татами определяет пропорции всего сооружения, а также его площадь. Расположение татами внутри жилого помещения регламентирует и расположение внутренних раздвижных стен, иными словами — возможности деления внутреннего пространства. Если в доме имеется потолок, то он нередко также разделяется на прямоугольники, имеющие пропорциональную связь с татами.
Четыре
Шо снаружи
читать дальшеВажной частью дома являются веранда (энгава), расположенная под выносом крыши или под специальным навесом. Энгава — это продолжение пола комнаты, но уже без татами. Тщательная полировка брусков дерева, из которых строится энгава, предохраняет их от воздействия влаги. Энгава бывает окружена невысоким барьером. Иногда она переходит в совершенно открытую бамбуковую террасу, которая пространственно уже принадлежит саду. Это еще более усиливает впечатление связи интерьера с внешней средой, их пространственного взаимодействия . Когда снимается или раздвигается наружная стена, интерьер образует единое целое с примыкающим к дому пространством окружающей природы. Оно становится частью дома и как бы вливается в него. Сад приобретает значение в первую очередь как конструктивное и смысловое, а затем уже декоративное сопровождение дома.
Пять
Шо совсем снаружи
читать дальшеСад находился большей был ориентирован на юг и имел строго определенную планировку: искусственное озеро с островком, ручей с перекинутыми через него мостиками, невысокие холмы, живописно расположенные деревья. Садом любовались с веранды дома, по озеру катались на лодках, гуляли по дорожкам.
На пруду на сваях сооружался открытый павильон для музыкальных представлений, соединенный с главным зданием несколькими переходами.
Про законы создания уже самого садика писать с вашего позволения не буду, ограничусь лишь тем, что подбор растений всегда был очень тщательным. Причем это касалось как того момента, что с появления первой зелени до последнего листка в саду непременно должны быть живые цветы, так и того, что вся эта растительность должна постоянно сочетаться по цвету и форме…
Разумеется, все вышесказанное – не более чем некий ликбез по теме, не претендующий даже на застрахованность от ошибок, в том числе и фактических.
Спасибо за внимание))))
Усадьба
Усадьба
Уффф… ну. Это чистой воды компиляция найденного на просторах сети. Сведенного в более-менее удобоваримый текст, но выверять стилистику написания йа умир…. Гоменна.
Дабы было, на что опираться…
Раз.
Расположение и площадь.
читать дальше
Два.
Как оно построено
читать дальше
Три.
Шо внутри.
читать дальше
Четыре
Шо снаружи
читать дальше
Пять
Шо совсем снаружи
читать дальше
Разумеется, все вышесказанное – не более чем некий ликбез по теме, не претендующий даже на застрахованность от ошибок, в том числе и фактических.
Спасибо за внимание))))
Уффф… ну. Это чистой воды компиляция найденного на просторах сети. Сведенного в более-менее удобоваримый текст, но выверять стилистику написания йа умир…. Гоменна.
Дабы было, на что опираться…
Раз.
Расположение и площадь.
читать дальше
Два.
Как оно построено
читать дальше
Три.
Шо внутри.
читать дальше
Четыре
Шо снаружи
читать дальше
Пять
Шо совсем снаружи
читать дальше
Разумеется, все вышесказанное – не более чем некий ликбез по теме, не претендующий даже на застрахованность от ошибок, в том числе и фактических.
Спасибо за внимание))))