воскресенье, 08 июня 2008
От аффтора: Шу пишет не только про анимэ "Блятьич", но и всякую пафосную хню. В основном околовоенного характера. А иногда еще и подкармливает тотемного обоснуя, вытаскивая некоторые аксепты психологии персонажей анимэ из истории...Военная история оставляет на удивления глубокий след в сознании наций. Столь глубокий, что неизбежно возникновения различнейших и не всегда приятных комплексов на уровне коллективного бессознательного, проявляющихся в дальнейшем через те или иные архетипы.
Классический пример - Мидуэй... Сражение, которое американцы не могли выиграть - и все же выиграли. Таким стечением обстоятельств, что усматривание прямого влияния Высших сил не может считаться паранойей.
Итог - в американской "звездной" фантастике. Что ни сражение - реверанс Мидуэю, рассчитанные по секундам сложнейшие масштабные операции. Словно отчаянный вопль -"Это не случайность, вы слышите, не случайность!!! мы умеем воевать не хуже вашего!!! мы умеем воевать по-умному, а не тупо закидывать заводы и мирное население фосфорными "зажигалками"!!!!!!"
Но это комплексы победителей. Комплексы побежденных куда как сложнее.
читать дальшеЛирическое отступление.
В ХХ веке две Империи бросили вызов окружающей реальности, провозгласив "дух сильнее плоти".
Проиграли войну. Этой реальности и в ней, чему жителям очень и очень многих стран надо радоваться ежечасно и ежеминутно.
Но - обе Империи выиграли эту войну в пространстве мифа, навсегда уйдя в легенды под залпы батарей главного калибра, сквозь распоровшие небо трассеры и огненные смерчи ковровых бомбардировок.
Идеология, толкавшая вперед войска под черно-бело-красными и красно-белыми знаменами, была настолько чудовищна, что лично мне не хватает слов.
Но они сражались так, что... слов не хватает тоже. И даже сильнее.
Древняя мудрость гласит - посеявшим ветер пожинать бурю. Та буря, что опалила половину земного шара к 1945 году, принесла с собой очень много нового. Не столько даже технически, сколько идейно.
Люди поняли, какой же мразью они могут быть, поняли лишь потому, что осталось слишком много пленки.
Люди поняли, что им предстоит учиться жить с этим знанием.
Люди двух проигравших Империй начали привыкать думать по-другому.
Привыкать к новым комплексам своего коллективного бессознательного.
Помните анекдот от 2003 года? "Мир сошел у ума. Лучший рэпер - белый, лучший гольфист - черный, англичане обвиняют американцев в высокомерии, а немцы не хотят воевать". Немцы наелись и войны, и обвинений по самое дальше некуда. Но немцы живут внутри европейского субконтинента.
Японцы живут вне континента, и призраки Нанкина их не трогают - да и что значат двести тысяч вырезанных китайцев рядом с двумя сотнями тысяч сгоревших заживо жителей Токио, когда в ночь с 9 на 10 марта 45го город из дерева и бумаги засыпали фосфорными бомбами?
Размен.
К тому же японской социокультурной традиции не свойственен жанр мемуаров, точнее, военных мемуаров. Да и само течение войны на Тихоокеанском фронте не способствовало возникновению интереса у публики - а мы имеем дело с типичнейшим "спрос рождает предложение". Именно поэтому столь сильное впечатление произвели что "Мидуэй" Фучиды, что "Зеро" Окумии и Хорикоси, что "Самурай" Сакаи.
На меня - тоже, поэтому я не могу удержаться от второго лирического отступления, тем более, что оно впоследствии пригодится.
Лирическое отступление. Сакаи Сабуро
Людям нужны герои. Особенно - на войне. Век гордых рыцарей прошел, но солдатам нужен некий ориентир.
В ХХ веке этим ориентиром стали рыцари неба - летчики-истребители.
Японская пропаганда не фиксировалась на конкретных личностях и конкретных подвигах.
Поэтому имя Сакаи Сабуро стало известно только после войны, много после.
Самый результативный выживший пилот Императорского Флота - 64 подтвержденных самолета противника. Пилот легендарного военно-морского истребителя палубного базирования типа "0" - Митсубиши А6М*"Зеро".
Летчик, получивший в бою раны, не особо совместимые с жизнью и однозначно не совместимые с пилотированием - пробитый череп, дырки в ноге, парализованная правая сторона тела, вытекший правый глаз...
Летчик, пролетевший с этими повреждениями почти тысячу километров. Над морем. Без карт - на одном компасе. Несколько раз терявший при том сознание. Севший на разбомбленную ВПП.
Вернувшийся в строй спустя полтора года - без глаза. Сбивший еще два самолета противника.
Aeterna memoria
Именно такие "фокусы" создали звонкую и мрачную славу что немцам, что японцам.
Погибать, пугая противника до усрачки - высокое искусство.
Но никакое самопожертвование не способно остановить конвейерное производство. Никакие элитарные части не способны остановить тупую, кое-как обученную, но чертовски многочисленную толпу. Пусть нас восемь, их двое - расклад пред боем не наш, задавят массой.
Поражение неизбежно.
Поражение - и оккупация.
И память об армии, которая захлебнулась кровью, но не смогла остановить врага.
Эта память останется в коллективном бессознательном, лучшим выражением которого станет кино.
И лучше бы не напрямую – понадобилось тридцать пять лет и Холодная война, чтобы кинобоссы дали "добро" на "Лодку". "Ямато" сняли всего два года назад.
Зато окольными путями… в якобы детских и якобы несерьезных мультиках… Японцам было где развернуться.
Моя болезнь – анализ всего экранного, так или иначе связанного с военной историей и военной психологией. И жуткие комплексы, лезущие в анимэ изо всех щелей, доводят иной раз до икоты со смеху. А иногда - до слез.
Никто не умеет так показать солдат, осознанно погибающих на боевом посту, как это делают японцы. Я размазываю сопли каждый раз – что под "Раксефон", что под "Гандам Сид Дестини".
Никто не умеет так показать мразь и сволочь в золотых эполетах, как это делают японцы – меня трясет под "Гандам – 8й Взвод".
И никто не умеет так выстебать армейский идиотизм, как это делают японцы – у меня болит живот под "Безответственного капитана Тайлора", болит до колик.
Сложность этого комплекса в том, что он якобы двойственный – зажравшееся и упившееся кровью командование Где-то Там, и погибающие на посту солдаты и офицеры Здесь. Погибающие на том же посту локальные командиры.
Грозит окруженье стальным замком.
Кому-то идти в заслон.
Это войны жестокий закон,
старый, как мир, закон.
Кто отменит его? Когда?
Какой небывалый бой?
Скорее стеклом застынет вода
и песню прервет прибой.
Взрывая мосты, заступая пути,
простой солдат умирал,
чтоб основные силы спасти,
чтобы ушел генерал.
И получается так, что от высокого командования в анимэ ждешь подлянки просто по определению – в национальном бессознательном отразилось и осталось то, как армейские генералы сдавались в плен, а полковники и капитаны дрались до конца. Равно как и то, что контр-адмирал Ониши, "отец" Специального Подразделения Шимпу, что означает "божественный ветер", совершил сэппуку. Отказавшись от кайсяку и запретив себя добивать. Умирал десять часов. В сознании.
А армейские генералы смирно ждали виселицы.
@темы:
матчасть,
Torpedo einz, los!
Но - я не совсем поняла - контр-адмирал Ониши - это же человек класса "генерал" из песни. Он должен был дожить до конца войны, и дожил, если я не ошибаюсь. На тему мрази в эполетах - это ты о японцах или об американцах? Потому что "Если Империя прикажет - я завтра повторю этот налет!" - как-то с комплексом мрази на высших командных постах не вяжется...
У меня уже долгое время крутится куча мыслей в голове на эту тему...
да, никто военных преступлений не отменяет и не забывает, но черт подери, как-то наивно требовать гуманности и милосредия от нации, которая на протяжении всей свыоей истории самозабвенно резала друг друга, и каждый и сам к себе особо пощады не знал!
А лично мне, как человеку повернутому на фехтовальном аспекте, снятся в ночных кошмарах тысячи самурайских мечей, выброшенных в море американскими солдатами...
З.Ы. Ты читала "золотой храм" Мисимы? там очень здорово описано поведение американцев в Японии.