германофилия -
KpLt Шу фон Райнэкэ, стихи - Алькор
сегодя у нас 21 июня 2008 года. ровно 89 лет тому, 21 июня 1919 года, в британской гавагни Скапа-Флоу ушел на дно немецкий Hochseeflotte, Флот Открытого Моря.
ушел по собственной воле.
несколько лет спустя предприимчивые дельцы подняли боевые корабли со дна и пустили на лом.
вот только один из этих кораблей трижды опрокидывался и тонул вновь.
те, кто знал его историю, этому не удивлялись.
этот линкор звался "ЗЕЙДЛИЦ"
Линейный крейсер “ЗЕЙДЛИЦ”, Германия, 1912 г.
Водоизмещение 24 610 т, мощность паровых турбин 63-100 тыс. л. с., скорость хода 27- 30 узл. Длина наибольшая 200 м, ширина 28,5, среднее углубление 9,29 м.
Бронирование: пояс 100-300 мм, башни 70-250 мм, рубки 200-300 мм, казематы 150 мм, палуба 30-80 мм.
Вооружение: 10 — 280-мм, 12 — 150-мм, 12 — 88-мм, 2 — 88-мм зенитные пушки, 4 торпедных аппарата.
Экипаж - 1108 чел.это был уникальный корабль, навечно вписавший свое имя в историю военно-морского флота благодаря своему участию в Ютландском морском сражении в мае 1916 года.
англичане и немцы спорили, спорят и будут споритьб, кто же выиграл Ютланд, но конкретно сейчас мне нет до этого дела.
я сейчас о подвиге экипажа отдельно взятого линкора, не имеющего равных в истории флота нашей планеты.
повреждения, полученные "Зейдлицем" в бою, искренне пугают. и удивляют - как они сумели остаться на плаву?
судите сами: (окромя выделенного можно не читать)))
читать дальше"В 15 часов 49 минут начался артиллерийский бой с дистанции 80 каб., причем «Зейдлиц» был под обстрелом 343-мм артиллерии английского линейного крейсера «Куин Мэри», а позднее с 17 часов 25 минут, в него стрелял также английский крейсер «Тайгер».
Английские полубронебойные снаряды сначала поражали правый борт «Зейдлица». Часть снарядов падала в воду; силою подводных взрывов и действием осколков снарядов наносились повреждения подводной части корабля.
Снаряды, попадавшие в корпус корабля, проникали внутрь. В 16 часов 57 минут была выведена из строя носовая электростанция правого борта; вскоре была разрушена кают-компания кондукторов, в которой, кроме того, начался пожар.
Следующее попадание тяжелого 343-мм снаряда произошло вблизи поста управления машинами по правому борту в пятом отделении. Электричество погасло; осколками снаряда вывело из строя часть пожарной магистрали, и вода из трубопровода начала распространяться по помещениям.
От разрыва снаряда некоторые помещения заполнились удушливым газом и дымом, которые проникли и в правое турбинное отделение.
Вследствие громадного разрушения вентиляторной шахты и прилегающего к ней района, машинное отделение по-прежнему оставалось без свежего воздуха; наоборот, через испорченную вентиляторную магистраль в машинное отделение нагнетались дым и удушливые газы.
Неприятельский 343-мм снаряд, попавший в вентиляторную шахту, не пробил осколками 83,2-мм бронирования палубы.
Следующее попадание на «Зейдлице» произошло в каземат над второй угольной ямой. 343-мм снаряд пробил 203-мм бронирование борта, внутренние переборки и разорвался в угольной яме. В результате этого попадания в девятом отделении электрическое освещение погасло, вышли из строя еще два вентилятора, а паропровод оказался перебитым. Кочегарное отделение быстро заполнилось паром.
Края пробоин были острые, и некоторые листы металла на 1 м оказались оторванными и загнутыми.
При попадании снарядов в левый борт наблюдалась аналогичная картина разрушения борта и внутренних переборок. От подводных пробоин угольные ямы затапливались водой, и кочегарам приходилось в тринадцатом отделении изыскивать новые обходные пути для переноса угля к котлам.
Один из снарядов попал по левому борту в третью башню, проник в погрузочное отделение, произвел в нем пожар, грозивший взрывом всего боевого запаса башни, уничтожил почти весь личный состав. Ввиду опасности взрыва корабля, пришлось немедленно затопить артиллерийские погреба башни. Эту трудную работу произвел трюмный боцманмат; задыхаясь от удушливых газов, он хватался за раскаленные маховики клапанов, к которым припекались его руки, но все-таки открывал их.
В результате артиллерийских попаданий нарушилась водонепроницаемость переборок, и вода стала проникать в погреб четвертой башни, где оставалась на уровне 1 м от палубы. За время боя в четвертую башню попало два 343-мм снаряда, которыми была убита вся прислуга.
В носовой части корабля от подводных пробоин было затоплено водой четырнадцатое отделение правого борта ниже броневой палубы и коридор броневых труб. Вода попадала в основание первой башни через трещины разошедшихся швов переборок, расшатанных от артиллерийских попаданий противника и от своей артиллерийской стрельбы.
За этот период боя «Зейдлиц» получил 24 попадания английскими 343-мм снарядами и 3 попадания 150-мм артиллерией. Вследствие подводных повреждений корабль принял 2000 т воды, что составляло 8% от водоизмещения. Корабль получил небольшой крен на правый борт и дифферент на нос. Углубление форштевня увеличилось на 1,8 м, корма приподнялась на 0,5 м, а общее углубление корабля увеличилось на 0,6 м. Скорость хода постепенно падала с 20 до 15 узлов, а затем она уменьшилась до 12 узлов.
К концу дневного боя из 10 - 280-мм орудий остались исправными только четыре; потери артиллерии главного калибра составляли 60% .
Несколько 150-мм орудий (количество неизвестно) было выведено из строя.
Около 19 часов в тринадцатое отделение правого борта «Зейдлица» попала английская торпеда с эскадренного миноносца «Петард», которая нанесла большую пробоину в 15,24 м. От взрыва вышла из строя носовая электростанция с двумя турбодинамомашинами и несколькими умформерами. Произведенное переключение тока на кормовую электростанцию создало ей значительную перегрузку.
От сильного толчка подводного взрыва лопнул корпус турбины и подскочил вверх предохранительный клапан, который и остался в таком положении.
Турбинное отделение заполнилось паром, но, несмотря на это, машинисты с большими трудностями все же нашли места повреждений и исправили их через 15 минут.
Вследствие повреждения рулевой машины на некоторое время пришлось перенести управление рулем в румпельное отделение.
После торпедного попадания вода проникла с обоих бортов в тринадцатое отделение через поврежденный район и через поперечный траверс, разделявший тринадцатый и четырнадцатый отсеки.
Вода заполнила почти всю носовую часть до верхней палубы полубака; на ходу дифферент увеличивался как бы под действием рулей глубины.
Носовая переборка пятой кочегарки выдерживала давление воды, но через ее многочисленные отверстия для переговорных труб и кабелей и через отверстия вышибленных заклепок проникала вода. В местах деформации переборки ставились подпоры.
В связи с дальнейшим распространением воды внутри корабля ее количество достигло 5300 т, что составляло 21,2% водоизмещения."
уже после окончания боя:
"Ночью 1 июня все котлы «Зейдлица» перестали подавать пар к механизмам от происшедшего вскипания вследствие попавшей забортной соленой воды.
Питательные помпы, динамомашины и другие механизмы, получая воду вместо пара, прекращали свою работу и останавливались.
Корабль временами погружался в полный мрак. Вентиляция периодически переставала действовать.
Наибольшую опасность представляла собой артиллерийская пробоина по левому борту, которую заткнули большим пластырем. Вследствие острых, сильно выступавших краев пробоины, аварийная партия полной водонепроницаемости все же не добилась.
Количество повреждений превзошло всякие ожидания, и часть крепежного материала приходилось подготавливать на местах.
Большую пользу по заделыванию пробоин принесли подушки, употребляемые при гимнастике, и шерстяные одеяла, укрепляемые клиньями и распорами.
При деформации палуб между ними вертикально ставились подпоры.
Для уничтожения крена, дошедшего до 8°, и деферента на нос затоплялись средние и кормовые цистерны противоположенного борта, но по мере понижения остойчивости корабль получал новый крен, выравнивавшийся с большим трудом.
Вследствие большого дифферента на нос корабль плохо слушался руля, и, кроме того, малейшее изменение его положения вело к образованию новых кренов.
Итоги. «Зейдлиц» получил двадцать четыре 343-мм снаряда и три попадания 102-мм снарядами с линейных крейсеров «Куин Мэри» и «Тайгер». Английские полубронебойные снаряды, падавшие вблизи борта, силою подводных взрывов производили разрушения в подводной части корабля. Тяжелые снаряды, проникавшие внутрь корабля, осколками повреждали продольные и поперечные переборки, причем размер некоторых внутренних пробоин достигал 1 м2.
При повреждении вентиляционной системы работа личного состава сильно затруднялась, и люди изнемогали от жары и удушливых газов.
Выход из строя электрического освещения погружал помещения корабля в темноту, в результате чего исключалась возможность обнаруживать и исправлять повреждения.
Удары от снарядов противника и от сотрясения корпуса корабля при своей артиллерийской стрельбе расшатали внутренние крепления и нарушили водонепроницаемость некоторых переборок.
Попадания снарядов в башню вели к возникновению в них пожаров."
более того, "Зейдлиц" оказался не в состоянии идти домой как положено, носом вперед - "поехавшие" из-за близких подводных взрывов переборки не выдерживали напора все таки поступающей забортной воды. линкор шел домой кормой вперед.
и в довершение всего - без штурманских карт. штурманская рубка была затоплена, карты, находившиеся в боевой - безнадежно залиты кровью.
итог - две "пойманных" мели и 57 часов пути домой.
"Корабль был поставлен в заводской ремонт, длившийся 105 суток. Потери экипажа составляли 148 человек убитыми и ранеными, т.е. 13% личного состава. «Зейдлиц» снова вступил в строй 16 сентября 1916 г."
wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Jutland_Damage/...
эпилог.
и эпоха пройдет, как проходит беда,
но скользнет под водою недобрая весть,
и единственно верный торпедный удар
победителю скажет, что мы еще - здесь!
в ночь с 13 на 14 октября 1939 года, спустя полтора месяца после начала Второй Мировой войны, немецкая подводная лодка U-47 скрытно прошла на внутренний рейд Скапа-Флоу и утопила там к ебене матери флагман Royal Navy - "Royal Oak". после чего благополучно покинула британские террводы.
нагадив таким образом в Его Величества личной опечевальне(с) командующий немецким подплавом контр-адмирал Кард Дёниц, его лучший штабист и впоследствии блестящий боевой командир капитан-лейтенант Виктор Ёрн, командир U-47 капитан-лейтенант Гюнтер Прин и его 1WO (старпом) обер-лейтенант цур Зее Энгельберт Эндрасс хотя бы частично расплатились за 21 июня 1919 года.
Heil U-47!!!!
но подвиг "Зейдлица" - бессмертен.