Маска
Господа, вы таки будете смеяться, но в этом тексте йа серьезен, как
Ичимару над трупом владыки шакал над тухлятиной.
Люблю треп за матчасть бличетравы. Вылезают выводы за пожизневую матчасть.
Собственно ключей было два - мысль о том, что пейринги я пишу исходя из личностей, а не из яой - гет - юри - бла - бла - бла. То есть жанрово-гендерная ситуация меня волнует постольку поскольку надо добирать матчасть, и щастя персонажам выдается вне зависимости от пола. Сугубо по личностным характеристикам участников - все равно высокий рейтинг я не пишу.
И мысль, что Ичимару - самый честный человек в этой кодле - он не скрывает, что носит маски. Более того, он это тщательно демонстрирует.
В итоге - небольшое эссе за маски.
Пожизневые.
Что такое социальная маска?
Демпфер.
Смягчающая прослойка между социумом и личностью.
читать дальшеВообще-то есть два базовых вида демпфера - социальная маска и социальная роль.
С последней проще - мы исполняем сотни, если не тысячи социальных ролей, не задумываясь об этом.
Да и предназначена социальная роль в первую очередь для смягчения по оси "индивид - индивид", что опосредованно демпфирует напряжение "личность - социум".
А вот социальная маска изначально работает по оси "личность - социум"...
Яре-яре, я вижу руки, тянущиеся с вопросом, на хера козе баян, то ись та самая социальная маска. Зачем вообще этот ваш, камрад аффтар, демпфер.
Объясняю: потребности и устремления личности слишком часто не соответствуют представлению социума о должном и правильном. Для предотвращения необратимых последствий вплоть до распада личности с одной стороны и принудительного изъятия из социума с другой человечество и отрастило себе социальные маски. В дальнейшем - просто маски.
Маска - это сложный компенсаторный механизм, использующий большую часть психологических защит и первого, и второго порядка.
Причем механизм действительно сложный, не просто набор защит. Пожалуй, маска - своеобразный шедевр человеческой психики.
Маска служит в том числе оптимизации существования конкретного индивида в социуме, минимизируя потери обеих сторон. Потери неизбежные - социум вдавливает в установленые им рамки, индивид огрызается, нанося тем самым урон социуму в лице отдельных его представителей.
И человек уже привычным, отработанным жестом опускает забрало-личину, уходит под защиту маски, не допуская тем эскалации кофликта.
Мы существуем в социуме в лице вышепоименованных конкретных его представителей. Основу комфортного - хотя бы относительно - существования составляет опять же сложная компенсаторная система взаимных уступок и контрмер. Всегда взаимная, пусть и неравно.
Чтобы не разосраться со всем социумом, необходимо не разосраться с окружающими его представителями. И тут социальными ролями не обойдешься, нужны именно маски, конструкции куда более сложные и гибкие.
Более того, маски обладают уникальной способностью подстраиваться под текущую обстановку.
Пример: человек, чьё состояние мне небезразлично, запрашивает поддержки. Автоматически предназначенная именно для него маска меняет внешние аспекты моего поведения, делая его куда более мужским, что подсознательно считывается человеком именно как запрошенная поддержка. Собственно, это и есть поддержка, проявленная внешней - ключевое слово - маскулинизацией поведения.
Яре-яре, я вижу руки, тянущиеся с вопросом, нахера маски при общении с близкими людьми.
Господа мои, человек несовершенен. Чем короче дистанция, тем серьезнее ущерб, который так легко нанести одним-единственным словом. Просто потому что человек - близкий, а дистанция - короткая.
Маски для близких - самые сложные. И по наполнению, и по применению. С одной стороны, требования к своим по дефолту выше, с другой - проявляется это по-другому. А подгонка под заданные рамки жестче на порядок, при том, что внешне зачастую куда мягче. Просто не воспринимается как подгонка - наша, господа, психика - подлиный ас компенсаторики.
Ну и финальная часть моего эссе. Наши бесценные субличности.
Что суть субличность? Мульти-маска. Уже готовая, с проработанными схемами отношений - хотя бы внешних аспектов - и четко заданным набором внешних реакций и сопутствующих им причинно-следственных цепочек. Охрененно удобно - конструкт уже есть, надо только подогнать по лицу.
И тут уже все зависит о двух моментов.
Раз - чем больше общего, тем легче и ложится, и носится.
Два - степень серьезности. Не особо близкую субличность можно носи ь без напряга только при условии понимания, что это шутка и не терять чуйства юмора. С действительно кореллирующей субличностью важно, как ни странно, то же самое. Слишком легко спрятаться за мульти-маской с концами, не отпускать периодически ее вожжи, а именно отдать доминирование в собственной голове.
Причин подобного поведения я касаться не буду принципиально.
Рискну предположить, что каждый из читающих, использующий субличность с базовым умением уходить тем или иными легальными способами от прямого социального давления, давал ей волю именно в моменты, когда демпфер был особенно нужен. И с удовольствием наблюдал практически со стороны. И не испытывал потом - если честно - никаких мук совести. Потому что это был не совсем я. И даже не моя маска. Это субличность, которая вообще не моя - поиграю и верну обладателю авторских прав.
Это естественно и совершенно правильно - те, кто не умеет использовать демпфер, оказываются в лучшем случае в нервной клинике.
Вот такие пироги с котятами... Снова и снова оказывается, что важнейшее искусство в этой жизни - умение смеяться над собой...
Вопросы, комментарии, идеи, тапочки???
ЗЫ. Я могу прояснять неясности концепций, но не терминологию.
www.google.com - ничего и не терялось.
Я не сильна в теоретической психологии, дядюшка.
Поэтому предпочту не вмешиваться в высокоучёную беседу)